Выпуск 3

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

Математическое описание сопротивления кирпичного столба с растворной обоймой стандартному огневому воздействию

Ильин Н.А., Панфилов Д.А., Пищулев А.А. стр 4-9

Приведены результаты математического описания сопротивления каменного столба с растворной обоймой высокотемпературному воздействию стандартного пожара. Представлены новые функциональные зависимости в виде аналитических формул, определяющие величину фактического предела огнестойкости кирпичного столба растворной обоймой по признаку потери несущей способности в условиях стандартного огневого испытания, время сопротивления огневому воздействию армированной обоймы до начала текучести её арматуры в условиях стандартного огневого испытания, степень огнезащиты поперечной арматуры растворной обоймы, а также время сопротивления огневому воздействию остова кирпичного столба после выведения поперечной арматуры и её защитного слоя из работ в условиях стандартного огневого испытания. Показано, что применение совокупности действий по проведению неразрушающего испытания кирпичного столба с растворной обоймой снижает экономические затраты на огневое испытание, повышает его точность и сокращает сроки испытания.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА, ГАЗОСНАБЖЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ

Инфильтрация воздуха и тепловые потери помещений через оконные проемы

Веснин В.И. стр 10-16

Проведено исследование процесса охлаждения здания при отключённой системе отопления, работающей в прерывистом режиме. Рассмотрены факторы, влияющие на скорость снижения температуры. Показано влияние инфильтрации холодного воздуха в помещение на процессы теплообмена. Уточнена методика аэродинамического расчёта естественной вентиляции зданий. Предложен способ определения давления внутри здания, учитывающий гидравлические потери воздуха, проходящего через ограждения путём инфильтрации. Проведены расчёты процесса охлаждения здания с учётом инфильтрации воздуха в помещения. Показано, что инфильтрация увеличивает градиент падения температуры на 0,4–1 °С в час. Проведено обобщение имеющихся материалов по сопротивлению теплопередаче через стеклопластиковые оконные конструкции. Сделаны практические предложения по снижению инфильтрации воздуха и тепловых потерь через световые проёмы здания.

Экспериментальное исследование режимов работы высокоэффективных тепловых труб с Ω-образной капиллярной канавчатой структурой фитиля

Лукс А.Л., Крестин Е.А., Матвеев А.Г., Веснин В.И. стр 17-24

Рассмотрены процессы кипения теплоносителя в тепловых трубах и получены зависимости для инженерных расчетов при проектировании высокоэффективных тепловых труб, используемых в системах терморегулирования и теплообменных аппаратах. Исследованы режимы работы труб от испарительного состояния теплоносителя до пузырькового кипения. Найден режим «нормального» функционирования тепловых труб, когда суммарные потери давления по контуру при циркуляции теплоносителя не превышают располагаемый капиллярный напор. Определена верхняя граница передаваемой мощности вдоль потока по оси тепловых труб, а также вычислен максимальный тепловой поток при развитом пузырьковом кипении. Вычислен критерий, при котором происходит нарушение оптимального режима работы тепловых труб. Рассмотрено преимущество работы труб с омегообразной капиллярной канавкой, которая создает более благоприятные условия для зарождения и роста паровых пузырей. Выявлено влияние технической шероховатости стенок тепловых труб на процесс перегрева теплоносителя. Вычислена плотность теплового потока при развитом пузырьковом кипении с учетом влияния местоположения источников нагрева и их охлаждения на величину тепловой мощности, термического сопротивления и коэффициента теплопередачи.

Постановка задачи моделирования температурного поля грунтового массива при многолетней эксплуатации теплового насоса

Сапрыкина Н.Ю. стр 25-30

С увеличением времени эксплуатации грунта процесс его теплового режима резко изменяется. В результате происходит изменение температурного поля. Увеличение времени эксплуатации грунта приводит также к теплофизическим изменениям. Длительная работа геотермальных теплонасосных установок диктует необходимость исследований температурных полей эксплуатируемой скважины. Наиболее оптимальным решением вопроса об исследовании таких процессов выступает математическое моделирование, дающее возможность в довольно короткие сроки получить результаты с наименьшими затратами. По результатам экспериментов выявлены температурные значения полей и графические модели, что позволит разработать методику для проектирования подобных систем и дать прогноз при длительном сроке эксплуатации. Данные эксперимента и полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности использовать геотермальное тепло для широкого круга задач по обеспечению тепло- и хладоснабжения.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

О техническом обслуживании канализационной сети

Гальперин Е.М. стр 31-37

В работе рассматривается надёжность и особенности технического обслуживания самотечной части канализационной сети, которая представляет ее преобладающий фрагмент. Отмечается особенность самотечной канализационной сети, которая отличает ее от других элементов инфраструктуры города. Анализируются затраты, связанные с переходом на новый технический уровень обслуживания канализационной сети, и получаемые в связи с этим выгоды. Отмечены недостатки существующей нормативно-правовой базы в данном вопросе. Уделено внимание классификации обнаруженных дефектов и их влиянию на возможность возникновения аварии.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Устройство для монтажа вертикальных панелей

Доладов Ю.И., Хмылёва О.Ю. стр 38-43

Проанализированы способы работ и устройства для монтажа многослойных навесных стеновых панелей типа «сэндвич» в качестве ограждающих конструкций зданий и сооружений. Установлено, что в настоящее время отсутствуют надежные вспомогательные устройства для монтажа, особенно длинномерных панелей и на большой высоте. Предложено устройство, защищенное патентом, позволяющее повысить качество производства работ и увеличить производительность труда. Впервые подробно раскрываются его конструктивные особенности. Устройство даёт возможность монтажникам работать, находясь на конструкции, которая к моменту монтажа закреплена на каркасе здания.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Медиатехнологии в современном городе

Ахмедова Е.А., Кандалова А.Д. стр 44-48

Анализируются направления внедрения современных технологий, в частности медиатехнологий, в архитектурно-пространственную среду крупнейших городов мира. Рассмотрены крупнейшие объекты, отличительными чертами которых является наличие таких ресурсов, как: цифровые вывески, электронные фасады, светодиодные экраны, медиаинсталляции. Появление и развитие пространств, насыщенных различными цифровыми ресурсами, помогают в создании важных преобразований, которые влияют на социальное производство городского пространства современного мира. Сделан вывод, что внедрение современных технологий, в частности медиатехнологий, в архитектурно-пространственную среду крупнейших городов мира является необходимостью для формирования новейших сложноорганизованных пространств, которые влияют на социальное производство города.

Средовые аттракционы в общественных пространствах

Воронцова Ю.С. стр 49-52

Рассматривается роль средовых аттракционов в структурной организации в общественных пространствах, таких как крупные торговые центры. Средовые аттракционы, являясь участником формирования общественного пространства наряду с остальными объектами, влияют на художественноэмоциональное восприятие человеком пространства. В качестве примера данных аттракционов автором выделяются оптические иллюзии. Исследуются примеры существующих средовых аттракционов, дается заключение, что внедрение средовых аттракционов с применением оптических иллюзий требует выявления этапов и особых условий проектирования средовых аттракционов как архитектурно-пространственных форм в крупных торговых центрах.

Методика сохранения городских усадеб XIX–начала XX века с учетом их классификации по градостроительным признакам

Карасёв Ф.В. стр 53-61

Рассматриваются классификация и особенности формирования усадебной застройки ХIХ – начала ХХ в. с учетом градостроительных признаков: социальная принадлежность, расположение относительно исторического центра города, плотность, высотность, функциональный и планировочный тип застройки. Предложено считать выявленные планировочные типы застройки универсальными и характерными для российских городов, чья архитектурно-планировочная структура организована по принципу разбивки по регулярной сетке на кварталы. Сделан акцент на сохранение городских усадеб в границах сложившихся домовладений, составляющих основу планировки кварталов исторического центра города. Учитывая выявленную классификацию, предложена методика по сохранению и развитию усадеб в современных условиях с учетом их планировочных особенностей.

Динамика строительства деловых центров в срединной зоне г. Самары

Каясов А.А. стр 62-66

В статье показаны периоды формирования деловой функции в городе Самаре, особенности развития в каждый исторический период, появление новых видов зданий – деловых центров. Рассматривается срединная зона города как наиболее перспективная для формирования деловой функции Самары. Срединная зона города концентрирует различные функции – торговую, административную, социальную, деловую, гостиничную и имеет большой потенциал для будущего развития. В связи с началом реализации крупных федеральных проектов – транспортный хаб аэропорта «Курумоч», проектирование технопарка и магистрали «Центральная», подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 – возрастает роль срединной зоны в структуре городской среды.

Анализ исторического развития набережной как оптимальной архитектурно-планировочной среды для всех видов и форм рекреакции

Кокранова О.В., Литвинов Д.В. стр 67-73

Проводится анализ исторического развития набережной как инженерно-технического сооружения, которое приобретает широкую известность в период становления прибрежных курортов английской аристократии XIX – XX вв. Рекреационное развитие побережья определяется как основной фактор трансформации природных ландшафтов. Для придания берегу правильной формы, укрепления, предохранения от размыва, для увеличения городского пространства в прибрежной зоне строятся набережные. Вновь образованное пространство используется для создания променадов, эспланад, парков, пирсов и т.д. Анализ показывает, что набережная из инженерного сооружения превращается в архитектурно-планировочную зону между природой и городом, целью которой становится создание оптимальной среды для всех видов и форм рекреации. Полученный положительный опыт увеличения городского пространства находит широкое применение в других странах. Делается вывод о том, что в процессе исторического развития набережная показала себя как гибкая, способная к развитию архитектурная форма, у которой в основу утилитарных функций легли эстетические качества.

История развития и современные тенденции в высотном строительстве

Матейко А.О. стр 74-78

Рассматривается история развития высотного строительства с позиции международной классификации небоскребов по конструктивной высоте, разработанной и принятой Советом по высотным зданиям и городской среде. В соответствии с ней весь период истории развития высотных зданий делится на 4 этапа с позиции преодоления ими трех ключевых высот: отметки в 100, 300 и 600 м и появления небоскребов (Tall buildings), супернебоскребов (Supertall’s) и меганебоскребов (Megatall’s). Определяются характерные черты в использовании технологий, функциональном использовании небоскребов, подходе к размещению высотных зданий и комплексов в городском пространстве. Выявляются тенденции, характерные для настоящего этапа развития высотного строительства.

Архитектурно-градостроительное наследие Кубани – ресурс укрепления российской государственности

Субботин О.С. стр 79-83

Проведен ретроспективный анализ становления и формирования архитектурноградостроительной культуры Кубани. Освещены важнейшие проблемы, возникающие при решении основных задач по сохранению архитектурноградостроительного наследия Кубани. Выявлены три вида территорий по планировочным принципам и отмечен комплекс вопросов по реконструкции каждой из исследуемых территорий. Акцентируется внимание на территории природно-ландшафтного и туристического комплексов. Обозначена стратегия комплексного архитектурно-градостроительного развития. Рассмотрена проблема сохранения памятников архитектуры в сельской местности. Практическая значимость данной работы может служить базой для актуализации историкокультурного наследия в общероссийском и региональном контексте, а также материалом для исследований, связанных с историей архитектуры.

Водяные и ветряные мельницы Самарской губернии XIX–начала XX века

Сысоева Е.А. стр 84-90

Рассмотрены мукомольные водяные и ветряные мельницы Самарской губернии. Исследовано возникновение, особенности строительства мельниц, развитие данного типа построек с течением времени. Анализируется взаимосвязь внешнего архитектурного облика конструкций и функционального устройства построек, расположение в структуре селений. Выявлены основные типы расположения мельниц в структуре населенных пунктов Самарской губернии. Рассмотрены сохранившиеся мельничные постройки: ветряная мельница в селе Бариновка, ветряная мельница в селе Мироновка. Выявлены конструктивные особенности ветряных мельницшатровок, а также их функциональное устройство, рассмотрены сопутствующие мельничной постройке устройства и сооружения: мельничный двор с хозяйственными постройками.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Архитектурный анализ доступности среды железнодорожных вокзалов на примере станции Кинель Куйбышевской железной дороги

Барковский А.М., Терягова А.Н. стр 91-96

Рассматривается организация безбарьерной среды в сфере транспорта. Приводится обоснование реконструкции железнодорожного вокзала станции Кинель Куйбышевской железной дороги с точки зрения обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. В работе обозначены основные особенности архитектурноградостроительного проектирования крупных элементов транспортной системы, обеспечивающих мобильность для людей с ограниченными возможностями на региональном уровне. Изложены основные закономерности, по которым доступность транспортного узла обеспечивается состоянием городской среды, функциональной среды самого вокзала или станции, а также мобильными элементами – транспортными средствами. В качестве характерного для современной России примера исследована архитектурная среда станции Кинель, даны оценки её доступности для маломобильных групп населения с позиции «универсального дизайна».

Перспективы развития объектов инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях

Вавилова Т.Я., Чакина И.С. стр 97-102

Статья посвящена анализу проблем особо охраняемых природных территорий. Обозначены причины, препятствующие развитию экологического туризма. Особое внимание авторы уделили аспектам качества архитектурной среды. Представлены результаты комплексного анализа передового международного опыта проектирования зданий и элементов благоустройства в национальных парках. Предложена система типологического структурирования базовой номенклатуры объектов, необходимых для проведения научных исследований и обслуживания туристов. На примере визит-центров продемонстрирована необходимость диверсификации функционального состава и композиционных решений. Рассмотрены некоторые особенности развития инфраструктуры экотуризма для условий Национального парка «Самарская Лука».

Современные тенденции и переосмысление функциональной роли торговых молов

Капп П.В. стр 103-108

Рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы, затрагивающие различные современные приёмы формирования эффективной маркетинговой и архитектурной концепции многофункционального торгового молла. Особое внимание уделено аспектам трансформации и изменения функционального наполнения торговых моллов с точки зрения принципов устойчивого развития. Подчеркивается, что многофункциональные торговые моллы, являясь центрами притяжения для разных слоев населения, могут взять на себя функцию по формированию у граждан чувства принадлежности к местному сообществу, их социальной и пространственной самоидентификации, а также расширению возможностей для реализации созидательной деятельности. Проведен анализ передового зарубежного опыта проектирования и строительства современных торговых комплексов. Предложены три модификации многофункциональных торговых молов, определена их функциональная структура и даны основные характеристики.

Эволюция развития типологической структуры арендного жилья за рубежом

Колосовская А.А., Потиенко Н.Д. стр 109-115

Статья посвящена истории строительства и изучению разнообразия типологической структуры арендного жилья с древнейших времен до наших дней в ряде зарубежных стран. Приведены примеры жилищной политики в области найма жилья. Изучены градостроительные, архитектурные, планировочные, конструктивные и стилистические приемы строительства и проектирования арендного жилья за рубежом. Рассмотрено в исторической ретроспективе влияние социально-экономических отношений в обществе на трансформацию типологической структуры арендного жилья, уровень комфорта, качество жилья, а также на изменение планировочной структуры городов. Отмечены современные тенденции и принципы развития съемного жилья и доходных домов за рубежом. Отмечена необходимость строительства арендного жилья в России для улучшения жилищных условий огромной доли россиян.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Немецкий военно-географический план города Куйбышева (Самары) как объект изучения его градостроительного развития

Котенко И.А. стр 116-125

В статье исследуется появившийся в Интернете немецкий военно-географический план г. Куйбышева (Самары) 1942 г. План представляет интерес для изучения исторического и градостроительного развития города предвоенного и военного времени. Приводятся сведения об организации военной картографии и топографии в Германии, о видах специальных карт и военно-географических документов и их предназначении. К числу специальных карт относились военно-географические планы городов. Рассмотрены картографические особенности схематического военно-географического плана города: источники для исполнения плана; штамп исполнителей; масштаб; экономико-географическое описание (общая легенда) и легенда по важным объектам города; список невыявленных важных городских объектов и условные обозначения. Делается вывод, что картография военно-географического плана 1942 г. представляется более достоверной для предвоенного города. Однако сведения о важных военных и промышленных объектах являются подробными и актуальными для военного времени. Изучение и сопоставление немецких и советских планов и карт города способствуют уточнению знаний о градостроительном развитии города рассматриваемого периода.

Принципы выделения специальных расчетных транспортных районов в городском транспортном планировании

Левашев А.Г. стр 126-128

Работа посвящена транспортноградостроительному моделированию и проблемам сбора необходимых исходных данных. Предложены принципы формирования расчетных транспортных районов с учетом специальных генераторов городских передвижений, которые позволяют выявить крупные объекты массового обслуживания населения, генерация посещений которых сравнима с генерацией отдельных районов города, с последующим их выделением в специальные расчетные транспортные районы. Описывается методика формирования исходных данных для расчетных транспортных районов с применением современных ГИС-технологий. Приводится классификация расчетных транспортных районов.

Мультифункциональное уличное пространство: формирование новых классов улиц на основе кластерного анализа

Преловская Е.С. стр 129-134

Работа посвящена вопросу адаптации современных градостроительных концепций к российским условиям, городские улицы рассматриваются с позиции общественного пространства и мультимодальной коммуникации. Согласно концепции устойчивого развития городов предлагаются классы улиц, которые отсутствуют в российских нормах: городские бульвары (urban boulevards), улицы общественного транспорта (transit friendly streets) и общее пространство (shared space). Представлен подход к классификации городских улиц с учетом их функций и интенсивности использования. Функции уличного пространства обусловлены типом прилегающей к улице застройки. Апробация классификационного подхода проведена на примере центральной части г. Иркутска с использованием метода кластерного анализа для выявления предлагаемых классов улиц на исследуемой территории. Предложены мероприятия по реформированию улично-дорожной сети центральной части Иркутска. В условиях новой сети выполнена оценка транспортного спроса, перераспределение транспортных потоков. Результаты моделирования свидетельствуют о существенном снижении транзитных межрайонных потоков индивидуального транспорта в центральной части города.

ЭНЕРГЕТИКА

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ

Виброзащита мощных индукторов

Егиазарян А.С., Зимин Л.С. стр 135-139

Рассматриваются электродинамическая и виброакустическая проблемы, возникающие при индукционном нагреве тел с резко изменяющейся кривизной поверхности, к которым в первую очередь относится нагрев слябов под прокатку. Рекомендуется электродинамические расчеты проводить на численной математической модели, построенной с использованием метода связанных контуров и принципа возможных перемещений. Для численного решения вибрационной задачи целесообразно использовать метод конечных элементов. В самом общем случае для расчета распределённых усилий по всему индуктору использован закон Био-СавараЛапласа, который позволяет определить настил тока в слябе. При исследовании вибродинамической модели индуктора была синтезирована форма оптимальной оболочки индуктора по критерию минимального шумоизлучения (максимальной жесткости).

Имитационное моделирование деятельности генерирующего комплекса на основе трехфакторной производственной функции

Салов А.Г., Гаврилова А.А., Князева П.А., Круглов В.А. стр 140-145

Представлены построенные модели энергетической производственной системы на примере регионального энергетического комплекса Самарской области в виде производственных функций. Определены основные ресурсы, используемые энергетической системой. Методом наименьших квадратов идентифицированы параметры моделей, характеризующие эффективность использования ресурсов, проведена оценка качества производственных функций. Синтезированы модели управления областным энергетическим комплексом с учетом внутренних и внешних инвестиций. Исследована управляемость региональной энергетической системы с помощью имитационного моделирования, определены границы эффективного управления, построены различные прогнозные сценарии функционирования.

ЭНЕРГЕТИКА

ПРОМЫШЛЕННАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА

Численное исследование естественной конвекции в замкнутом объеме

Кортяева Д.О., Никитин М.Н. стр 146-150

Проведено численное исследование естественной конвекции в программном комплексе Code Saturne. Разработана численная модель на базе комбинированной модели турбулентности. Получены результаты моделирования естественной конвекции в замкнутом объеме воздуха по двум вариантам указания граничных условий третьего рода: по тепловому потоку и по коэффициенту теплоотдачи. Задача решена в нестационарной постановке с использованием типового алгоритма сопряжения давления и скорости. Дана оценка адекватности примененной модели по профилю температур в центральном сечении расчетной области. Сделаны предположения относительно деструктивных факторов, снижающих точность решения. Предположения частично подтверждаются результатами сравнительного анализа интенсивности конвективного перемешивания, выполненного на основании полученных профилей скоростей восходящих потоков нагретого воздуха.